Плёсские наличники-обереги

Плёсские наличники-обереги

Статья архитектора Светланы Зыряновой

Стихия изменила Плёс до неузнаваемости за какие то полчаса. Снежный буран, пришедший с юга, утих так же быстро, как и начался. Скрылись под налипшими хлопьями мокрого снега стены домов и деревья, и всё кругом вдруг сделалось белым. Словно вычерченный цветными карандашами на чистом листе бумаги ясно проступил изящный рисунок оконных наличников. Все символы и знаки, зашифрованные в рунической вязи, читались теперь особенно чётко. Что таят в себе хитросплетения резных орнаментов на окнах домов и изб?

Украшение русского северного дома — наличники. Таких не увидишь ни в Норвегии, ни в Дании, ни в Англии, хотя широко известны традиции корабельной резьбы норманнов, кельтский шнуровой орнамент и лабиринты — символы непрерывности и связанности всех вещей, указывающие маршрут к источникам силы, духовной концентрации живых энергий. Русский наличник более привычен, но не менее загадочен.

Конечно, наличники служат утилитарной защитой от холода и сквозняков, проникающих сквозь щели, но они же оберегают дом от напастей и разного рода нечисти. Русский дом антропоморфен и потому слово «наличник» особого толкования не требует. В переводе с русского на русский «наличник» — находящийся на лице. То, что мы называем фасадом дома — его «лицо», «улица» — линия в ряд поставленных домов (у лица). Мир, простирающийся за стенами дома, порой неведом и суров, а двери и окна — не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Чтобы защитить дом от навий, упырей и, один бог знает чего ещё, сохранить мир дома и рода древние окружали себя оберегами. Обережным орнаментом как ковром покрывались все предметы, начиная от орудий труда, домашней утвари, полотенец, платья, до украшений, домов и храмов.

Язык рисунков сложен и неоднозначен. Одни символы являются прямым обращением к богам, или силам природы, другие способны стереть грань между мирами, третьи служат оберегами, «отвращающими» темные силы. Узоры на наличниках несут в себе магическую силу. Каково же значение всех этих плетёнок, ромбиков, капель, драконов и птиц?

Крин-росток

Крин и растительный орнамент. Плёс, ул. Мира

Крин и растительный орнамент. Плёс, ул. Мира

Мировое дерево на наличниках. Плёс

Мировое дерево на наличниках одного из старейших плёсских домов на ул. Корнилова (Середская).

Среди переплетения стеблей растений, листьев, трав и цветов легко угадывается изображение одного из самых древних символов ростка, или иначе крина. Это символ нарождающейся жизни и плодородия. Так же как и крин, растительный орнамент из переплетающихся побегов и ветвей это символ мирового дерева.

Солнце

Самый важный среди магических знаков наших предков. Все солярные знаки связаны с приобретением и преумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Восходящее и нисходящее полусолнца трактуются как знаки восхода и заката. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники — конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период солярные знаки трактовались как цветочек, либо их заменяла пятиконечная звезда.«носителями».

Восходящее солнце. Наличник работы плёсского мастера Ивана Ивановича Кузнецова

Восходящее солнце. Наличник работы плёсского мастера Ивана Ивановича Кузнецова. Плёс, ул. Льва Толстого (Овражная).

Восходящее и заходящее солнце на наличнике

Восходящее и заходящее солнце. Ромб в очелье наличника — солнце в зените. Старейший дом на ул. Ленина (Воскресенская) г. Плёс

Вода

Вода несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дарующей жизнь. Изображенные с помощью водного орнамента: зигзагов, простых и сложных плетенок, волнистых линий, воды делятся на небесные и подземные. Дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало. «Хляби небесные» в союзе со знаками истекающих капель «груд» — это ярусы облачных небес. Совсем другая вода — речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли — из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом. Текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем - вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы и века.

Хляби небесные, ярусы облачных небес. Наличник работы плёсского мастера Ивана Ивановича Кузнецова

Хляби небесные, ярусы облачных небес. Наличник работы плёсского мастера Ивана Ивановича Кузнецова. Плёс, ул. Спуск Горы Свободы, 20.

Струящаяся вода. Наличник. Плёс, ул. Кирова.

Струящаяся вода. Плёс, ул. Кирова.

Знаки земли

Знаки земли, дающей урожай, являются знаками аграрной магии. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так обозначается вспаханное и засеянное поле. Поле — ромб или квадрат, разделенный внутри на четыре части. В целом, ромб или квадрат с точкой посередине — это то, что может родить. Пустой ромб — то же, но не могущее (не оплодотворенное) родить. Символы эти имеют соответственное магическое значение. Возможны бесчисленные вариации с ромбами, квадратами и точками.

 Вспаханное поле. Очелье наличника. Плёс

Вспаханное поле. Очелье наличника. Плёс, ул. Лесная.

Вспаханное поле. Плёс, ул. Корнилова.

Фигура женщины–берегини

Одна из наиболее часто встречающихся в орнаменте. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Парные фигурки берегинь в наличниках советского времени превратились в знак карточной масти «пики».

Фигурки берегинь с изображением крина на наличниках плёсских домов.


Проездной переулок.


Ул. Спуск горы Свободы.

Птица

Видимо потому что вся местность вокруг Плёса носит название Чувиль (птичье царство), чаще всего в плёсских наличниках из зооморфных мотивов встречается изображение птицы.

Птицы в очелье наличника. Плёс

Птицы в очелье наличника. Плёс, ул. Ярославская.

Птица — существо для древних загадочное, магическое. Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун — в орла или ворона, Волх — в Финиста-Сокола. Птицы — небесные посыльные, символы свободы и трансцендентности, символы духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов — прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях. Интересен общий для всех птиц знак — «птица клевучая». Стоит вспомнить, что в русской традиции птица, бьющаяся в окно — предвестник скорой кончины кого-то из живущих в доме.

Плёс, ул. Спуск горы Свободы.

Дракон

Редчайшая тема в оформлении наличников — изображения драконов. Не в русской традиции изображать Змея Горыныча, в особенности на очелье наличника. Откуда мог попасть на Волгу дракон?

Мы встречаем его под именем Белого змея в фольклоре скандинавских народов. В южных частях Швеции его принято считать одним из добрых домашних духов которого все домашние с удовольствием кормят; он снисходит до того, чтобы устраивать свое обиталище под полом в доме. По слухам, Белого змея видят исключительно редко, возможно, раз в сто лет, и то в безлюдных местах. Колдуньи специально искали и варили его кожу вместе с другими магическими компонентами, чтобы достичь полного понимания секретов природы, так как, обитая в самых сокровенных уголках земли, у корней скал и гор, деревьев и растений, он впитывает в себя их оккультные силы и делится ими с тем человеком, которому разрешает себя найти. Такой человек познает свойства трав и камней, будет знать, как залечивать раны и исцелять все болезни.

О Свене из Брагнума, что в Западном Готланде, который был настолько знаменит, что к нему приезжал сам Линней, ходит легенда, что он нашел Белого змея и лизнул его шкуру, вследствие чего стал Сведущим (Klok) и постиг свойства всех ползучих тварей, а также растений, которые прилежно собирал вокруг горы Моссеберг. Интересно, что он предвидел, что потеряет все свои знания, как только женится, и действительно, со дня его свадьбы к нему уже не приходил ни один вопрошатель.

Суля защиту и надежду на удачу в дальних походах и битвах покрывались орнаментальной тайнописью кили и борта кораблей — самого важного в жизненном укладе русских. Те же мотивы использовались в «корабельной» резьбе домов. Шло время, топорную работу сменила столярная, менялась технология резьбы от корабельной или глухой к накладной и пропильной, а символика сохранялась. Орнаменты традиционны и консервативны. Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь ни в XIX веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Текст: Зырянова С. А.