По местам дачной славы
  Алексей Мокроусов


  Около двух тысяч жителей и восемь большей частью полуразрушенных церквей - статистикой городок не радует. Но если произнести его имя - Плёс, то сразу вспомнятся волжский берег, фантастические пейзажи и совершенно особая страница в истории русской культуры. В конце XIX века Плёс, переставший к тому времени быть важной торговой пристанью на Волге, стал заселяться московскими дачниками. Среди последних были и Левитан, и Шаляпин. Именно в Плёсе Левитан создавал свои виды волжских берегов, которые выглядят сегодня эталонным изображением русской природы.

История повторяется: дачники снова тут как тут, и снова предпочитают снимать усадьбы и коттеджи, а не обзаводиться собственностью. Вновь тут и культура. Местные музеи на набережной давно пользуются славой у знатоков: в музее Левитана показывают понятно чьи произведения, а в музее пейзажа - Поленов и Саврасов, Ярошенко и Рылов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля. В сентябре в Плёсе прошел первый Левитановский музыкальный фестиваль. Жанр таких летних (в нашем случае - "золотоосенних") фестивалей на природе давно популярен в Европе, но только начинает приживаться в России.

Сценой для Левитановского фестиваля стал Дачный театр имени Шаляпина (на самом деле - бывшие мясные ряды, переделанные позднее под кинотеатр), а большая часть концертов посвящалась вокальной музыке. Пианист и дирижер Алексей Гориболь, художественный руководитель фестиваля, составил в лучшем смысле слова эклектичную программу. Здесь и Зураб Соткилава, и молодые голоса Мариинки, и звезды фестиваля "Возвращение". Лишь на вечере музыки Микаэла Таривердиева (ее комментировала Вера Таривердиева) не звучал Чайковский, непременный участник всех программ. В целом же почти каждый концерт так или иначе напоминал о Левитане и его эпохе. Даже Лев Толстой почтил фестиваль своим присутствием - скрипачка Елена Ревич и виолончелист Борис Андрианов исполнили вместе с Гориболем элегию Леонида Десятникова из музыки к спектаклю "Живой труп". Среди других современников Левитана, в том числе и старших, чьи произведения звучали в Плёсе, - Даргомыжский и Рахманинов, а также неизвестные русские авторы в исполнении Соткилавы. Выдающийся грузинский тенор продемонстрировал не только замечательную форму, но и нечто большее. Грузинские и мингрельские песни в его исполнении, слова о дружбе народов, которые не в силах разлучить политика, стали неожиданным камертоном фестиваля. Политика поневоле вторгалась с разных сторон, даже когда блестящие певцы Мариинки меццо-сопрано Екатерина Семенчук, сопрано Ирина Матаева и тенор Сергей Семишкур исполнили вокальный цикл Шостаковича "Из еврейской народной поэзии". В свое время цикл не мог прозвучать на публике сразу после создания, а некоторые его темы перекликаются с судьбой самого Левитана, не раз, как известно, изгонявшегося из Москвы по причине своего еврейского происхождения. Но союз природы и искусства способен победить, как видно, и не такие выверты истории.

 
 
comcart.ru куплю б у картриджи для лазерных принтеров